Сценарий праздника «Осенняя ярмарка»
Автор: Конозакова Надежда Викторовна, музыкальный руководитель МБДОУ №204 г.Красноярск
Сценарий праздника «Осенняя ярмарка»
(общее мероприятие для всех групп детского сада)
Цель праздника:
- Познакомить с фольклором и закрепить знания о народностях, проживающих на территории Красноярского края;
- Закрепление знаний о различных видах театра;
- Воспитывать любовь у детей к русскому народному творчеству;
- Учить детей вживаться в игровую ситуацию;
- Формировать положительные эмоции;
- Развивать инициативу, творческие способности.
Персонажи: взрослые — Ведущий, Скоморохи, Барин, Восточный купец.
Остальные персонажи – дети.
Звучит звон колоколов. Выходит ведущий.
Ведущий:
По широкой Руси нашей матушке
Колокольный звон разливается.
В городах и больших, и маленьких
В балаганы народ собирается.
Выходят скоморохи.
Скоморох 1: Внимание! Внимание!
Ярмарка начинается!
Скоморох 2: Приходите, приезжайте!
Все, что надо покупайте!
Скоморох 1: За медный пятак покажем всё этак и так!
Скоморох 2: Народ собирается!
Вместе: Ярмарка открывается!
Под музыку въезжает Барин на лошадке-палочке.
Скоморох 1: Расступись, народ!
Лошадь Барина везет!
Скоморох 2: А Барин-то торопится:
Боится, что ярмарка закроется.
Не успеет все купить
Да живот себе набить.
Барин (тормозит лошадь): Прррр… Приехали!
Ух, запыхался да вспотел!
Вовремя успел.
Дай, думаю, на ярмарку погляжу,
Дома ведь не усижу.
Здесь такое веселье,
Балаганы и карусели.
Хочу чего-нибудь приобресть,
Да вкусно поесть.
Под музыку выходят коробейники.
Коробейник 1: Вот орешки, вот орешки!
Для ребят потешки
Вкусные на меду!
Давай в шапку накладу!
Коробейник 2: А кому пирожки?
Вкусные, горячие.
Прямо с пылу, прямо с жару,
Гривенник за пару!
Коробейник 3: Овощами свежими
Ярмарка славится,
Приходите, выбирайте
Всё, что вам понравится!
Коробейник 4: Кому яблоки продам,
Кому дёшево отдам.
Грушевые! Ананас!
Покупайте про запас!
Барин:
Ай, да продавцы!
Как стараются,
Аж глаза разбегаются.
Всё купить хочу!
Сейчас заплачу,
А на обратном пути захвачу.
Выходит восточный купец под музыку.
Восточный купец: Эй, знатнейший купец,
Купи ты у меня ларец,
А ларец-то непростой –
Он волшебный, золотой.
Может сказки рассказать,
А еще их показать.
Барин. Да ну?
Продавец: не веришь? Смотри…
Волшебная музыка
Русская народная сказка «РЕПКА», автор Олеся Емельянова – театрализация с помощью кукол Би-ба-бо. Исполняют дети разновозрастной группы.
Песня «Урожай собирай» (Музыка А. Филиппенко. Слова Т. Волгиной)
Скоморох 1: ай, да деревня сказочная … ай, да репа выросла.
Скоморох 2: А я тоже знаю одного садовода. У него такой урожай растет!!!
Показал мне садовод
Свой чудесный огород,
Где на грядках,
засеянных густо,
ОГУРБУЗЫ росли,
ПОМИДЫНИ росли,
РЕДИСВЕКЛА, ЧЕСЛУК и РЕПУСТА.
СЕЛЬДЕРОШЕК поспел,
И МОРКОФЕЛЬ дозрел.
Стал уже осыпаться СПАРЖОВНИК,
А таких БАКЛАЧКОВ
Да мохнатых стручков
Испугался бы каждый садовник.
Скоморох 1: Что-то я никак в толк не возьму, что же растет у твоего садовода? (обращается к родителям). А вы поняли?
Родители отвечают:(огурцы, арбузы, помидоры, дыни, редис, свёкла, чеснок, лук, репа, капуста, сельдерей, горошек, морковь, картофель, спаржа, крыжовник, баклажаны, кабачки)
Скоморох 1: Я тут на ярмарку ходил,
У узбека ягоду одну купил.
Вчетвером её мы ели –
Кое-как мы одолели:
Ели чуть не полчаса,
Расстегнули пояса;
Да ещё в отброс осталось –
Вот так ягодка досталась!
Скоморох 2: а что это за ягода чудная?
Клубника? Малина? Может, облепиха? (спрашивает у родителей) А вы знаете?
Родители отвечают: Арбуз.
Скоморох 2 (спрашивает у Купца): а твой ларец сказки про арбуз знает?
Восточный купец (далее В.К.): Конечно, знает.
Узбекская народная сказка «Три арбузных зернышка» (по мотивам одноименной сказки) — театр актеров с элементами теневого театра. Исполняют дети старшей группы.
СЦЕНАРИЙ СКАЗКИ:
Восточный Купец (далее В.К.): Жил когда-то бедняк.
Выходит под музыку крестьянин с тяпкой (лопатой)
В.К: Был у него маленький клочок земли. День и ночь трудился он, не зная отдыха.
Крестьянин изображает, как капает землю.
В.К: Однажды, когда пришла весна, бедняк начал пахать землю. Смотрит – по небу летит белый аист.
Бедняк, приставив, руку ко лбу, смотрит в небо. Под музыку в зал влетает аист со сломанным крылом, делает круг по залу. Крестьянин на него смотрит.
Аист кричит: «Ааааа!!!» и падает. Крестьянин подходит к аисту поднимает ему одно крыло и рассматривает.
Бедняк: Ох, беда-беда! Аист крыло сломал… (Крестьянин качает головой).
Надо спасти такую хорошую птицу!
Крестьянин помогает подняться Аисту и отводит его в дом, кладет на постель.
В.К: Бедняк поднял аиста и бережно понёс его домой.
Бедняк под руки поднимает аиста, ведет его на кушетку (лавочку) и садит.
В.К: Дома бедняк осмотрел сломанное крыло аиста и стал лечить его.
Крестьянин осматривает крыло аиста, ватой промакивает его и сгибает.
В.К: Долго бедняк ухаживал за больной птицей.
Бедняк берет пиалу и поит аиста.
В.К: Аист стал поправляться и улетел.
Аист встает с кушетки, расправляет крылья, машет ими. Делает круг по залу и улетает.
Крестьянин: Пусть живёт эта птица долго и никогда беды не знает!
В.К: На другой год, весной, бедняк закончил пахоту и вышел в поле сеять.
Крестьянин идет по полю и разбрасывает семена.
В.К: Вдруг прилетает тот самый аист и бросает на землю три арбузных семечка.
Аист залетает в зал, делает круг и бросает три арбузных семечка. Крестьянин поднимает их и рассматривает.
Крестьянин: Что это? Это же арбузные семечки. Возьму-ка я их и посажу.
В.К: Взял бедняк арбузные семечки и посадил их в землю.
Крестьянин наклоняется и садит их в землю.
В.К: Через несколько дней арбузы взошли, появились зелёные листья, потянулись плети, расцвели огромные цветы.
ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ЗАРИСОВКА: Выносятся плети, цветы, выкатываются арбузы. В.К: Пришла пора собирать урожай. Поспели арбузы, и были они такие большие, каких в тех местах никогда и не видели.
Крестьянин пытается поднять каждый арбуз.
Бедняк (удивляется, качает головой): какие большие арбузы поспели, я таких никогда и не видел! Ну, такие арбузы нельзя съесть мне одному! Позову-ка я гостей.
Бедняк машет рукой, зазывая гостей.
В.К: Позвал бедняк в гости всех своих родственников и всех своих друзей, таких же бедняков. Собрались друзья и родственники.
ТАНЕЦ ГОСТЕЙ. Гости выходят, а плети-цветы-арбузы уходят.
В.К: Стал бедняк арбуз разрезать.
Крестьянин пытается разрезать арбуз и не может.
Бедняк: Какой крепкий арбуз вырос, никак разрезать не могу.
В.К: Тогда бедняк ударил арбуз ножом со всего размаха
Бедняк ударяет по арбузу ножом. Арбуз лопается, а оттуда высыпаются золотые монеты.\
Все вокруг ахают и удивляются.
Бедняк: Вот так чудеса!!! Вместо мякоти – золотые монеты!!!
В.К: Обрадовался бедняк и стал раздавать золото своим гостям.
Бедняк раздает монеты гостям из арбуза. Под музыку все уходят.
В.К: А по соседству с бедняком жил богач. Увидел он, что бедняг разбогател, и позавидовал.
Под музыку выходит богач, подбоченясь.
Богач: Ах, вот и мне бы столько золота! Пойду и я в поле искать аиста.
В.К: Отправился Богач в поле аиста искать.
Богач идет по залу, оглядывается по сторонам, смотрит в небо. Аист вылетает и пролетает круг по залу и скрывается за световую ширму.
Богач (потирая руками): А вот и аист.
Богач берет палку и уходит на световую ширму, где аист машет крыльями
Теневой театр.
В.К: Богач потихоньку подкрался и ударил аиста палкой.
Аист вскрикивает и вылетает с подбитым крылом.
В.К: Аист и упал на землю, а Богач кинулся к нему, схватил его и понёс домой.
Богач под руки ведет аиста и садит на кушетку, осматривает крыло ему.
В.К: Перевязал он крыло аисту и стал лечить его. Аист выздоровел и улетел.
Аист встает с кушетки, расправляет крылья, машет ими. Делает круг по залу и улетает, богач смотрит ему вслед.
В.К: Весной богач вышел в поле и с нетерпением стал поджидать, когда прилетит белый аист и принесёт ему чудесные арбузные семечки. Но аиста всё не было…
Богач, подбоченясь, ходит туда-сюда, и смотрит в небо, по сторонам.
В.К: Долго ждал богач, но всё-таки прилетел тот самый аист и бросил на землю три арбузных семечка.
Аист залетает в зал, делает круг и бросает три арбузных семечка и улетает. Богач жадно (быстро) собирает семечки.
Богач (вожделенно): семечки!!! Богатство!!!
В.К: Богач весь затрясся от жадности. Он схватил семечки и тут же посадил их в землю.
Богач сажает семена.
В.К: Выросли у богача огромные арбузы.
ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ЗАРИСОВКА: Выносятся плети, цветы, выкатываются арбузы.
Богач (довольно): ай, да арбузы!!!
Богач ходит довольный и пытается поднять арбуз.
Богач (довольно): Позову-ка я гостей, похвастаюсь своим богатством.
В.К: И богач позвал гостей. (Собрались его родные и друзья, такие же богачи. )
ТАНЕЦ ГОСТЕЙ. Гости выходят, а плети-цветы-арбузы уходят.
В.К: Стал богач арбуз разрезать.
Богач пытается разрезать арбуз ножом, а потом ударяет его ножом. Арбуз трескается и раздается жужжание шмелей.
В.К: арбуз треснул, и из середины вылетел целый рой злых шмелей.
Богач и гости ай, помогите!!!!
Все отмахиваются от шмелей и убегают с криками. Вылетает аист.
Аист: В лихости и зависти нет ни проку, ни радости.
КОНЕЦ СКАЗКИ.
Скоморох 2: ну и ягода, этот ваш арбуз… а ты в своем арбузе золото или шмелей не находил?
Скоморох 1: нет, не находил…
Скоморох 2: а ты его не пробовал, по-нашему, по-русски – солить, как капусту???
Скоморох: нет… А что? Давай попробуем!!!
Проводится ИГРА:
Игра «Бочка» (два взрослых и детей) собираем «арбузы» для засолки в бочку Попытайтесь представить… В огромном мусорном пакете отрезаем нижние углы — это отверстия для ног. Пусть один член команды залезает в пакет, просовывает ноги в дырки, а руками и спиной держит верхний край пакета. Должна получиться бочка. Теперь собираем «арбузы» для засолки в бочку. Главное, чтобы тот, кто внутри пакета, не упал от смеха. Побеждает команда, у которой арбузов поместится больше.
Скоморох 1: Слушай, барин, так и мы тоже сказки можем рассказать… Вот слушай.
Жили-были два карася….
Вот и сказка вся.
Скоморох 2: А я расскажу сказку другую…
Жил-был царь,
У царя был двор,
На дворе был кол,
На колу мочало…
Не сказать ли сначала?
Скоморохи: Мы ребята озорные!
Мы ребята удалые!
Всех на ярмарку зовем!
Нынче сказки продаем!
Скоморох 1 (удивляется): Ооо, ничего себе, как это у нас вместе получилось сказать…
Скоморох 2: какие мы дружные!!! а про дружбу в твоем волшебном ларце сказки есть?
Восточный купец: конечно же есть.
Музыкальная сказка «Колосок» по мотивам украинской народной сказки, автор Наталья Костина. Исполняют дети средней группы.
Скоморох 1: а другую сказку про зерно знаю, как мужик повез его на ярмарку… Вот послушайте…
Ехал дядька по дороге,
Промочил кобыле ноги.
На него она чихнула,
Воз вверх дном перевернула,
И просыпалось зерно –
Рожь, пшеница и пшено.
Вёз зерно на ярмарку,
Вот убыток мужику!
Но поможет птичья рать
Мужику зерно собрать.
Восточный купец: волшебный ларец и эту сказку знает…
Барин (скоморох): правда, что ли?
Продавец: а вы сами убедитесь…
Белорусская народная сказка «Как курочка петушка спасла», автор Олеся Емельянова. Исполняют дети старшей группы
Скоморох 1: И правда, знает ларец мою сказку…
Барин: Ай, да сказочный ларец…
Очень редкий образец!!!!
Я хочу его купить!
Сколько денег заплатить?
Восточный купец: знаю, есть у вас тут необычная карусель, хочу на ней покататься. Прокатите меня на ней…
Скоморохи: с удовольствием.
Выходят дети.
ИГРА «Карусели» (участвуют артисты всех народностей в костюмах)
Скоморохи: Еле-еле, еле-еле.
Завертелись карусели,
а потом кругом,
кругом-кругом,
Всё бегом-бегом-бегом.
Дети двигаются сначала медленно, а после слов «бегом» бегут. По команде ведущего «Поворот!» они быстро берут верёвку другой рукой и бегут в противоположную сторону.
Скоморохи: Тише, тише, не спешите!
Карусель остановите.
Раз и два, раз и два,
Вот и кончилась игра!
Скоморох 1: да, любит всякий народ
Веселиться у ворот.
Любит шутки, любит пляски,
Ну, а больше любит сказки.
Скоморох 2: Сказка ложь, да в ней намёк,
Добрым молодцам урок.
Скоморох 1: Вот и солнце закатилось,
Но наша ярмарка еще не закрылась
В торговые ряды зовем,
Игры, песни заведем.
Скоморох 2: Проходи, народ честной,
Старый, средний, молодой!
Покупай и продавай!
Денег нет – тогда меняй!
КОНЕЦ.
СКАЧАТЬ СЦЕНАРИЙ "ОСЕННЯЯ ЯРМАРКА"
Давайте вместе поддерживать и популяризировать занятия творчеством! Расскажите друзьям и знакомым о наших конкурсах, чтобы как можно больше одарённых детей и педагогов смогли показать свои таланты.