Педагогический проект «Я вдыхаю кислород – актуален в жизни он!»

Педагогический проект «Я вдыхаю кислород – актуален в жизни он!»

Автор: Жиделёва Кэтрин Васильевна, учитель начальных классов МАОУ СОШ № 1 г.Кушва, Свердловская область

Команда «Экологический патруль»
Девиз: Охраняй природу, береги ее, человек!
от тебя зависит, какой будет планета в 21 век!

Введение

Ни одно живое существо на Земле не может прожить без кислорода. Деревья называют легкими нашей планеты, источником кислорода, источником здоровья людей. Важно не только знать об этом, но и необходимо научиться сохранять то, что нам дает природа.

Деревья хорошо очищают воздух от пыли и других вредных примесей. Лес, испаряя большое количество воды, поддерживает повышенную влажность воздуха. Многие деревья, растущие в лесу, обладают бактериальными веществами и помогают человеку в борьбе с различными вирусами. Деревья поглощают из атмосферы углекислый газ, а обратно выделяют кислород, необходимый всем живым существам для дыхания. Значимость и сохранность леса на Земле и обусловило актуальность выбранной темы.

Цель проекта: создание условий для развития основ экологической культуры у детей младшего школьного возраста: развития осознанного эмоционально-ценностного отношения к природе; познавательных интересов в области природоведения, краеведения, экологии.

Задачи:
1. расширить знаний о роли растений на Земле и в жизни человека;
2. проанализировать литературу по теме исследования;
3. изучить какие деревья растут в Кушвинском городском округе;
4. познакомиться с тем, что выделяют растения? Что такое фотосинтез? Почему листья зеленые?
5. показать необходимость сохранения окружающей природы нашей планеты;
6. поделиться полученной информацией с общественностью.

Гипотеза: деревья влияют на атмосферу Земли: вырабатывают кислород, очищают и увлажняют воздух.
Объект исследования: деревья и кустарники Кушвинского городского округа.
Предмет исследования: деревья и кустарники – источник кислорода
Методы исследования: анкетирование, поисковый метод, исследование, наблюдение, анализ, экскурсия, обобщение.

1 этап. Подготовительный
Определение темы проекта, цели, содержания проекта.
2 этап. Планирование
1. составление плана мероприятий по проекту;
2. изучение источников информации (энциклопедии, интернет-ресурсы, беседы, встречи)
3 этап. Сбор информации
4 этап. Промежуточное обсуждение
Работа с собранным материалом, анализ достигнутых результатов.
5 этап. Реализация проекта
1. Для того, чтобы узнать, что известно ученикам школы и жителям города о роли кислорода в жизни человека, какие из пород деревьев выделяют наибольший объём
кислорода и какие породы деревьев лучше высаживать в городе, мы провели опрос. Для этого составили анкету. В опросе участвовало 111 человек.

На вопрос сколько литров кислорода требуется человеку в день, только 23 респондента были близки к правильному ответу, сказав, от 500 до 950 литров в сутки. На вопрос почему растения называют легкими планеты, большинство (83 человека) ответили верно. Какое дерево больше всего выделяет кислорода- 55 человек дали правильный ответ, тополь. Никто точно не знал, что тополь в сутки выделяет 43 кг кислорода. Но только 12 человек из опрошенных хотят видеть тополь на улицах города, объясняют это аллергическими реакциями у людей на тополиный пух. Большинство предлагают высаживать берёзы и хвойные деревья.

2.Ученики класса разработали и изготовили флаеры с полезной интересной информацией о деревьях. Листовки раздавали всем респондентам.

3. С интересующими нас вопросами ребята класса обратились в администрацию города. Мы побеседовали с Мироновой М.М., ведущим специалистом отдела по развитию потребительского рынка и экологии Кушвинского городского округа (КГО). На вопрос: «Какие породы деревьев преимущественно высаживают в городе?», Миронова М.М. ответила, что это могут быть тополя, дубы, ели. Последнее время садят рябины и голубые ели. Какие породы деревьев высаживать определяет Кушвинское лесничество, также зависит и от наличия саженцев в питомники.

Всем известно, что деревья выделяют кислород, хорошо очищают воздух от пыли и других вредных примесей, они обладают бактериальными веществами и помогают человеку в борьбе с различными вирусами. Деревья в нашем городе садят: Кушвинское лесничество, отдел градостроительства и архитектуры, детский Дом творчества, трудовые лагеря. Школы города тоже озеленяют свои территории.

4. Далее мы изучили, какие деревьев растут в КГО, а также, чем полезна каждая порода и какой объём кислорода выделяют разные деревья. Всю собранную информацию представили в виде исследовательского проекта » Деревья и кустарники родного края». 25 древесных пород можно встретить в окрестностях нашего города. Своей информацией ребята поделились в классе на уроке.

5. Для будущих первоклассников ребята изготовили азбуку в картинках «Растения нашего края». На рисунках представили все 25 пород, которые можно встретить в окрестностях нашего города.

6. Выпустили школьную стенгазету, где рассказали не только о растениях КГО, но и сами придумали ребусы и кроссворд и всё это предложили ученикам школы.

7. Мы уже говорили, что растения являются единственным источником кислорода, который образуется в качестве побочного продукта в процессе фотосинтеза. Чтобы больше узнать об этом процессе, мы провели урок, который подготовили ребята класса. Растения являются единственными живыми организмами, которые могут производить свои собственные продукты питания.

Для роста и развития растения получают все необходимые вещества из окружающей среды: углекислый газ — из воздуха, воду и питательные вещества — из почвы. Также они нуждаются в энергии, которую получают из солнечных лучей. Эта энергия запускает определенные химические реакции, во время которых углекислый газ и вода превращаются в глюкозу (питание) и кислород. Это и есть фотосинтез.

8. Далее мы провели исследование. Узнали, что выделяют две фазы фотосинтеза — световую и темновую. Первая зависит от светового излучения, которое необходимо для протекания реакций фотосинтеза. В процессе фотосинтеза в хлоропластах образуется хлорофилл. Мы принесли микроскопы в кабинет и наблюдали за клетками растений.

9. Для того, чтобы доказать, что в процессе фотосинтеза в хлоропластах выделяется хлорофилл, мы провели такой опыт: один горшок со спатифиллумом поставили на освещенную солнцем поверхность, а другой горшок убрали в тёмный шкаф. Оба цветка растут в одинаковой почве, имеют одинаковый полив. Под воздействием солнечных лучей у цветка, что поставили на освещенную поверхность, в клетках вырабатывается зелёный пигмент – хлорофилл. Хлорофилл, в свою очередь, содержит атомы магния, который и является причиной зеленого цвета растений. У цветка, который находился в тёмном шкафу, через 3 недели листья стали иметь более светлую окраску.

10. Один гектар деревьев хвойных пород задерживает за год до 40 тонн пыли, а лиственные деревья до 100 тонн. Но не только пыль остается на листьях деревьев и мешает им дышать. Когда мы ходим в лес, то очень часто сжигаем в костре оставшиеся целлофановые пакеты, пластиковые бутылки. А насколько это безопасно для деревьев? Мы отправились в кабинет химии, где Е.Н.Ханжина, учитель химии, рассказала нам о вредных и очень опасных соединениях, которые выделяются в процессе горения указанных выше предметов и остаются на поверхности листа в виде копоти, уничтожая его.

В результате проведенных опытов, мы еще раз убедились, что всему необходим кислород, даже огню. Прикрыв огонь стеклянной крышкой, мы прекратили доступ кислорода к огню, и он мгновенно погас.

11. На Земле пока еще есть огромные леса ¬ природные поглотители углекислого газа. Нашу страну часто называют великой лесной державой. И действительно, зона лесов занимает больше половины территории России. «Уральский лес - это могучие красавицы сосны и лиственницы. Исстари славились они далеко за пределами России. Может, немногие знают, что вся Венеция стоит на сваях из уральской лиственницы, из них же строился парусный королевский флот Великобритании. Их везли лошадьми в Архангельск, а оттуда морем на судах доставляли на Британские острова» — пишет журналист В. Селиванов. Лесная промышленность в Свердловской области занимает одно из ведущих мест. Вырубают наши леса, а древесину везут заграницу. Значит, лесные запасы страны уменьшаются, и это грозит уменьшением запасов кислорода? Мы отправились на экскурсию в ООО «Меридиан» (В.Тура), на предприятие которое занимается заготовкой леса и отправкой его на экспорт в другие страны.

На предприятии нам показали современное оборудование, благодаря которому заготавливают лес и обрабатывают древесину. Самыми ценными породами считаются ель, сосна и лиственница. Специалист лесного отдела Нагошпаева М.В. рассказала нам, что заготовкой леса занимаются в зимнее время года, а весной и летом рабочие предприятия восстанавливают лесные посадки. Какую породу деревьев и какой объем высаживать определяет лесничество, именно они и отслеживают выполнение этой работы. С каждым новым открытием, сделанным в ходе работы над проектом, нас всё больше волновал вопрос восполнения наших лесов после вырубки.

12. Поэтому мы отправились в Кушвинское лесничество. Нас принимала группа специалистов под руководством директора, Сувик Людмилы Владимировны.

Здесь мы задали все интересующие нас вопросы: почему в городе много тополиных посадок — женских деревьев (именно они образуют пух), если можно было садить мужские деревья. Нам ответили, что много лет назад наша экология была намного чище, соответственно, людей, страдающих этим заболеванием, было значительно меньше, поэтому никто на данный факт не обращал внимания. Тополь быстро растет, выделяет много кислорода и дешевая порода. Сегодня в городе в основном садят рябины, липы, березы. Сейчас лесничество в основном следит за работой предприятий, заминающихся вырубкой леса, по восстановлению лесных массивов. Существует специальный план лесонасаждений, который обновляется каждые 10 лет. Мы познакомились с картой-планом по восстановлению леса. Восстанавливают хвойные породы, т.к. живем в таёжной зоне. Березы, осины – это уже вторичный лес, который произрастает самостоятельно и быстро. Сегодня существует специально оборудование, космический аппарат Sentinel 2a, который ведет космическую съёмку, чтобы отследить восстановление лесных массивов и незаконную вырубку лесов, если такая имеется. Также нам показали аппаратуру, которая ведет он-лайн наблюдение за лесными угодьями и показывает любые задымления. У нас в городе такая вышка стоит на горе Малая Благодатка. Также сотрудники лесничество занимаются сбором семян хвойных пород. Из 100 кг шишек лиственницы получается только 3 кг семян, а из 100 кг сосновых шишек- 1 кг семян! Ещё наш город под руководством лесничества принимает участие в российской акции «Живи, лес!».

Наш класс решил в этом году тоже принять участие в этой акции.

13. А пока мы выращиваем рассаду цветов для озеленения территории школы.

14. Озеленяем наш кабинет, т.к. растения не только могут давать нам кислород, но и увлажнять воздух, особенно во время отопительного сезона. Одно из наиболее распространенных заблуждений неподготовленных людей заключается в том, что комнатные растения они считают вредными для здоровья, так как они выделяют углекислый газ. Но дело в том, что днем, на свету, в процессе питания все зеленые растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Ночью же, в темноте, они действительно выделяют углекислый газ, но в таких незначительных количествах, что это никак не может отразиться на здоровье человека.

15. Организовали субботник по уборке территории вокруг школы. Очень порадовало, что у школы практически не было мусора, а вот дома, которые находятся рядом, не следят за чистотой своих территорий.

16. Приняли участие в школьной акции «Сдай макулатуру – спаси дерево!», собрав 80,8 кг макулатуры.

17. Для того, чтобы поделиться всей собранной информацией мы подготовили и провели линейку для учащихся начальной школы.

18. Подготовили и провели интеллектуальную игру «Растения. Фотосинтез. Кислород», где сразились команды 4-х классов. Отвечая на вопросы из выбранных категорий, ребята зарабатывали баллы на счёт своей команды.

Во время игры были предусмотрены познавательные паузы, где ученики класса делились интересными фактами о флоре нашей планеты. Также ребята совместно с родителями разработали дипломы для участников и победителей игры.

19.Со всеми мероприятиями, проходившими в рамках проекта, класс знакомил общественность через школьный сайт либо через Instagram

Вывод

Работая над проектом, можем с уверенностью сказать, что справились со всеми поставленными задачами. Узнали много нового о растениях нашего региона, расширили свой запас знаний. А главное, усвоили такие истины:
— необходимо свято сохранять «Зелёное равновесие»: новые посадки должны полностью восполнять срубленные деревья;
— охраняя леса, мы помогаем себе, обеспечиваем всех свежим воздухом;
— необходимо помнить, что красота родной природы несёт успокоение нашему перегруженному мозгу, душе.

Ребята класса решили продолжить работу над проектом, своими делами доказывать любовь к природе родного края! Участвовать в озеленении территорий школы и города. Принять участие во всероссийской акции «Живи, лес!». Активно участвовать в посильной уборке территории города, школы. Постараться сделать рекреации школы и класса такими, чтобы они радовали глаза, души всех участников образовательного процесса и гостей школы. И, конечно, продолжать делиться полученной информацией с ребятами с целью сохранения лесов, ведь в них – наша жизнь!

СКАЧАТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Дистанционные конкурсы для педагогов