Опыт работы методиста, педагога

Данная разработка, является опытом работы методиста педагога Дома детского творчества, который является руководителем объединения «Экологическая мозайка».

Опыт работы методиста, педагога. «Роль учреждения дополнительного образования в формировании экологического сознания школьников»

Автор: Тупоногова Елена Викторовна; методист, педагог МКОУ ДО «ДДТ» Малмыжского района, Кировская область, г.Малмыж

В концепции  духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России одной из базовых национальных ценностей является природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.

Выбирая данную тему для выступления, я не сомневалась в её актуальности. Проблема взаимосвязи человека с окружающей средой не новая и актуальна не только в Малмыжском районе. На сегодняшний день данная проблема приобрела огромные, если не угрожающие разрушением масштабы.

Спасти  данную ситуацию можно лишь тогда, когда человек глубоко осознает, что он часть живой природы и, что только от него зависит, сколько поколений после нас увидит чистое небо и голубые озёра, зелёный лес и разнообразие мира флоры и фауны. Нацелившись на то, чтобы спасти весь мир, необходимо начать с малого. Необходимо, чтобы у каждого человека был достаточный уровень эколого-нравственной культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.

Содержание экологического сознания раскрывается через понятия «экологические отношения» и «экологическая деятельность».

Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования  «Дом детского творчества»  Малмыжского района Кировской области – многопрофильное учреждение дополнительного образования. Экологическое образование и воспитание являются одним из приоритетных направлений в работе учреждения.

В рамках дополнительной образовательной программы дома детского творчества разработаны и реализуются дополнительные общеобразовательные общеразвивающие  программы естественнонаучной направленности: «Экологическая мозаика» и «Экология».  Реализуются ряд проектов социально-экологической направленности  «Игропарк Страна Детства», «Красивый город». Обучающиеся, педагоги, родители ежегодно участвуют в природоохранных операциях и экологических субботниках.

В 2013 году в учреждении разработана концепция создания здоровьесберегающих, экологически безопасных, психологически комфортных, эстетически и экологически воспитывающих условий организации образовательного процесса «Дом детства – творчества столица!», ставшая лауреатом 3 степени VII окружного конкурса  «Красивая школа – 2014».

Основы нравственной позиции личности начинают формироваться еще в дошкольном возрасте.  В доме детского творчества более 20 лет существует  школа раннего развития «Радуга» для детей, посещающих и не посещающих дошкольные образовательные учреждения. Контингент школы раннего развития составляют дети из разных по социальному статусу семей, и конечно есть обучающиеся из неблагополучных семей, несовершеннолетние, находящиеся в социально-опасном положении. Педагоги учреждения всегда с особым вниманием относятся к данной категории обучающихся, ведь ребенку, который воспитывается в семье, где родители зачастую не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию детей сложно дается представление об элементарных базовых ценностях.

Одной из дисциплин в школе раннего развития является «Экология», где через активную познавательную  деятельность дошкольники приобщаются  к экологической культуре.

Мною разработана и  реализуется дополнительная общеобразовательная программа «Экологическая мозаика» для младших школьников, рассчитанная на 3 года обучения.

Цель программы: формирование у обучающихся экологической культуры и ответственного отношения к окружающей среде. Для достижения данной цели поставлены задачи:

-организовать вовлечение учащихся в проведение экологических мероприятий по сохранению и улучшению окружающей среды;

-развивать дополнительные знания по экологии;

-воспитывать у детей бережное отношение к природе и историческому наследию родного края.

Экологическое миропонимание ребенка развивается в процессе освоения им экологической культуры общества. Экологическая деятельность является основой содержания дополнительной общеобразовательной программы «Экологическая мозаика». Нравственное, экологическое, трудовое, эстетическое и физическое развитие детей происходит в процессе активной экологической деятельности.

Содержание первого года обучения включает изучение общих сведений по экологии, знакомство с основными экологическими понятиями.

Непосредственное знакомство с различными объектами требует частых выходов на природу. Проводятся экскурсии в городской парк и на водоем по теме:  «Атмосферный воздух вокруг нас», субботники, экологические рейды.

Содержание второго года обучения предусматривает расширение и углубление знаний: по водным ресурсам Малмыжского района,  редким животным и растениям Кировской области. Ежегодно, воспитанники являются участниками различных районных, областных  экологических конкурсов, на которых они представляют свои работы: экологические сказки, исследовательские проекты, стихотворения, презентации.

Содержание третьего года обучения предусматривает расширение и углубление знаний о влиянии окружающей среды на  здоровье человека. Обучающие  узнают,  как влияют на их здоровье,  окружающие их бытовые приборы и продукты питания.

Образовательный процесс  строится на основе дифференцированного обучения и учета индивидуальных возможностей каждого обучающегося. Содержание программы предполагает разнообразные виды деятельности обучающихся со значительной долей самостоятельности.

Основные формы работы с обучающимися – наблюдение за живой природой, экскурсии, викторины, походы, научно-исследовательская деятельность.

Наиболее эффективными формами экологической деятельности, способствующими формированию экологического сознания детей  является  совместное с родителями и педагогами, участие в природоохранных мероприятиях.

 —  Природоохранная операция «Наш дом – Земля»  — участие в экологических акциях «Покормите птиц зимой», «Птичий домик», «Чистые берега»,  «Чистая вода».

Всероссийский экологический субботник «Зеленая Весна».

Всероссийская Неделя добра; посадка «Аллеи Дружбы», посвященной 50-летней истории «Костров Дружбы».

– Участие в районных,  областных экологических конкурсах: «Гимн воде», «Образы земли», «Край мой Малмыжский».

—  Проведение  экологических мероприятий: Международный день птиц, Всемирный день Земли, Международный день Черного моря, День мира, Всемирный день защиты животных, викторины, выставки.

Отличительной особенностью данной программы является то, что занятия предполагают не только изучение теоретического материала, они также ориентированы на развитие практических умений и навыков самостоятельной деятельности учащихся. Таким образом, наблюдается преемственность знаний, умений и навыков учащихся на протяжении 3 лет обучения в объединении «Экологическая мозаика».  Окончив обучение в объединении «Экологическая мозаика» многие ребята пришли в этом году на углубленный курс, где они учатся  самостоятельно готовится к экологическим мероприятиям и проводить их с воспитанниками дома детского творчества, а также с учащимися начальных классов школы №2 г.Малмыжа, а также участвуют в различных экологических конкурсах.

Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится все сильнее, так как уже сейчас в полной мере ясно, что производимые человеком блага выступают как губительный эффект в огромном масштабе, что грозит полным уничтожением всего живого на Земле, включая и самого человека. Дополнительное образование играет важную роль в формировании экологического сознания школьников.

Заканчивая свое выступление, опираясь на свой небольшой педагогический опыт,  мне хотелось бы сказать, что необходимо формировать экологическое сознание детей с раннего возраста.  И делать это нужно в совместной с педагогами и родителями активной деятельности.  Чтобы  наши дети любили и защищали все, что связано с природой, оберегали окружающий их мир, чувствовали  ответственность за экологически чистое будущее нашей «малой родины».

СКАЧАТЬ ОПЫТ РАБОТЫ МЕТОДИСТА, ПЕДАГОГА

дистанционные конкурсы для педагогов