Методическая разработка по созданию экскурсионной учебной тропы по школьному двору «Знакомые незнакомцы»

В данной разработке предлагаются рекомендации для педагогов по созданию учебной  экскурсионной  тропы по школьному двору. Организация ее простая и поэтому приемлема для всех школ, учреждений дополнительного и дошкольного образования. По своему содержанию она  комплексного типа и дает представления о разнообразии представителей всех групп живой природы. Во время экскурсий  по этой тропе дети получают элементарные сведения о природных объектах, но, именно,  в этом и состоит ее ценность.  Она  дает  возможность показать детям: необычное в  обычном, обратить их внимание на различные моменты из жизни привычной нам природы  и научиться  замечать их.

Автор: Молина Галина Георгиевна, учитель биологии и химии МКОУ гимназия г. Сосновка, Вятскополянский район, Кировская область

Дата публикации: 03.07.2020


Экскурсионная учебная тропа по школьному двору «Знакомые незнакомцы»

Любовь к природе, особенно у детей, выросших в городских условиях, не приходит сама собой — ее нужно пробудить. Как научные исследования, так и многолетний педагогический опыт показывают, что дети школьного возраста проявляют заботу и бережное отношение лишь к тем объектам природы, с которыми они знакомы и о которых они имеют хотя бы какое-то простейшее представление. Если этого нет, то в их поведении проявляется безразличное отношение, а часто даже бездушное, возможно, и неосознанно жестокое отношение. Далеко не всегда родителям удается привить детям любовь к природе, желание ее беречь и, что ещё сложнее, воспитать у каждого будущего гражданина чувство ответственности за ее судьбу. Поэтому именно эта функция является одной из важнейших для образовательных учреждений и заложена в ФГОС.

На практике сталкиваешься с тем, что часто у детей нет даже элементарных знаний о природных объектах, находящихся у нас «под боком», то есть в нашем ближайшем окружении. Поэтому возникла идея восполнить этот пробел и разработать проект по созданию экскурсионной учебной тропы, которая бы позволила осуществлять процесс экологического обучения и воспитания на основе непринужденного усвоения информации, ценностных ориентаций, идеалов и норм поведения в природном окружении. Достигается это путем органического сочетания отдыха и познания во время экскурсий по тропе.

Новизна проекта. Традиционно учебные экологические тропы прокладываются по территории населенных пунктов, имеющих какие-либо интересные природные объекты. Для организации таких троп требуется приложить достаточно много усилий. В данном проекте предлагается разработка учебной экскурсионной тропы по школьному двору. По сравнению с традиционной тропой организация ее абсолютно простая и поэтому приемлема для всех школ, организаций дополнительного образования детей и учреждений дошкольного типа. По своему содержанию она комплексного типа и дает представления о разнообразии представителей всех групп живой природы. Во время экскурсий по этой тропе дети получают, казалось бы, элементарные сведения о природных объектах, но, именно, в этом и состоит ее ценность, что она дает возможность увидеть: необычное в обычном, обратить их внимание на различные моменты из жизни обычной природы и научиться замечать их.

Поэтому она и получила свое название «Знакомые незнакомцы». Экскурсии по данной тропе позволяют также оценить воздействие антропогенных факторов, которые можно наблюдать в зоне маршрута тропы.

Таким образом, во время экскурсий абсолютно ненавязчиво и естественным образом в процессе общения с природой у детей вырабатываются навыки правильного поведения, разумного, сознательного отношения к природе и ее объектам.

Потребность и необходимость создания экскурсионной учебной тропы по школьному двору возникла во время работы летнего школьного лагеря. Поскольку природных объектов, находящихся у всех «под ногами» (знакомые незнакомцы) оказалось достаточно много и охватить их одной экскурсией невозможно, решили распределить их по станциям.

1. Станция «Сосновая лечебница». К этой станции отнесли небольшой по площади сосновый бор на школьной территории. Содержание экскурсии знакомит детей с фитонцидами растений, их ролью в жизни природы.

2. Станция «Мир грибов». Эта станция представлена небольшим числом видов, произрастающих в сосновом бору, среди них есть съедобные (подберезовики и маслята) и, конечно, так называемые в обиходе поганки, но они являются представителями отдельного царства и выполняют незаменимую роль в природных сообществах, поэтому взяты в качестве экскурсионного объекта.

3. Станция «Крылатые друзья». На этой экскурсии дети знакомятся с представителями класса птиц, встречающихся на территории школьного двора: стрижами, воробьями, синичками, зябликами.

4. Станция «Из жизни насекомых». Экскурсия на этой станции знакомит с жизнью наиболее часто встречаемых видов не только насекомых (комаров, мух, клопов, бабочек), но и паукообразных.

5. Станция «Великаны зеленого мира». Эта станция представлена деревьями, произрастающими на территории школьного двора

6. Станция «Ровесники динозавров». К ним отнесены мхи и папоротники, встречающиеся на дворе.

7. Станция «Пищевые диковинки». Во время этой экскурсии проводится знакомство с пищевыми дикорастущими растениями школьного двора, имеющими особую ценность как источник, насыщенный микроэлементами и витаминами.

8. Станция «Зеленая аптека». Знакомит с лекарственными растениями, произрастающими на территории школьного двора

9. Станция «Удивительное — рядом». Знакомство с удивительным существом, обитающим на коре деревьев – лишайником, который является биоиндикатором чистоты воздуха. Вторым объектом является клевер белый ползучий, по нему определяется загрязнение почвы. Третьим объектом является дождевой червь, обладающий замечательной способностью улучшать свойства почвы.

10. Станция «Огородные аристократы». Культурные растения, выращиваемые на пришкольном участке, особенности ухода за ними.

Материал каждой экскурсии представлен в занимательной форме: в виде загадок, стихов, мифов, легенд. Для каждой станции оформлены красочные буклеты с кратким содержанием экскурсии и изготовлены информационные красочные планшеты с названиями станций. Экскурсоводы набираются из числа будущих вожатых в младших и средних группах летнего лагеря. При этом для лучшего усвоения информации на каждого учащегося-экскурсовода дается не более 2-х станций и сама экскурсия также рассчитана не более чем на две станции.

Таким образом, во время экскурсий абсолютно ненавязчиво и естественным образом в процессе общения с природой у детей вырабатываются навыки правильного поведения, разумного, сознательного отношения к природе и ее объектам.

Работа по созданию экскурсионной тропы выполнялась в виде исследовательского проекта группой старшеклассников.

В результате выполнения проекта:
— Изучены природные объекты школьного двора
— Территория школьного двора разбита на станции.
— Изготовлены планшеты с названиями станций.
— Подобрана информация по природным объектам школьного двора.

Продуктами проекта являются: красочные буклеты по содержанию станций (см папку Приложение) и экскурсионная учебная тропа по школьному двору.

Экскурсионная тропа по школьному двору имеет большое практическое значение для работы воспитателей летнего лагеря, для учителей начальных классов и учителей естественного звена и даже для классных руководителей, так как содержит готовый конкретный материал для проведения тематических экскурсий на школьном дворе, не выходя за территорию школы. Ее использование многогранно и она может стать своеобразным учебным кабинетом в природе. Объекты тропы также универсальны для школьных дворов не только сельской, но и городской местности средней полосы РФ, так как практически все ее обитатели являются синантропными видами.

СКАЧАТЬ МЕТОДИЧЕСКУЮ РАЗРАБОТКУ + БУКЛЕТЫ

КОНКУРСЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ