Экологическое воспитание, как средство формирования духовно-нравственного развития дошкольника

Статья «Экологическое воспитание, как средство формирования духовно-нравственного развития дошкольника» предназначена для педагогов дошкольных учреждений. Знакомит с экологическим проектом «Природа Якутии – сокровищница для будущих поколений».

Автор: Горюнова Елена Владимировна, воспитатель Детский сад № 11 «Теремок» — филиал АН ДОО «Алмазик», г.Мирный, Мирнинский район, Республика Саха (Якутия)

Дата публикации: 24.01.2020


Экологическое воспитание, как средство формирования духовно-нравственного развития дошкольника

Формирование духовно-нравственной личности является одним из основных задач образования, в соответствии с Законом РФ «Об образовании». Духовно-нравственное воспитание детей многогранна по своему содержанию. Это и гордость за свой народ, любовь к родным местам, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

Природа помогает воспитывать в детях такие человеческие качества как отзывчивость, доброта, способность к сопереживанию, представляет ребенку богатый опыт по взаимодействию с окружающим. Поэтому необходимо обращать внимание ребенка на окружающий его мир, т.к. воспитать доброго, отзывчивого человека можно только через общение с природой. Экологическое образование дошкольников —  непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций. Это целенаправленное воздействие на духовное развитие детей, формирование у них ценностных установок, нравственно-экологической позиции личности.

Не секрет, что основной причиной загрязнения окружающей среды и обострения экологической обстановки является низкая экологическая культура населения. Как показывает практика, пренебрежение нормами природоохранного законодательства, потребительское и безответственное отношение к окружающей среде, экологическая безграмотность приводят к критическому, порой кризисному состоянию окружающей природной среды и как следствие – к ухудшению состояния здоровья и сокращению продолжительности жизни.

Что бы мы ни предпринимали и добивались, становится очевидным, что невозможно решить экологические проблемы без осознания и личного участия каждого жителя в сохранении главного богатства республики – чистой нетронутой природы. Многое зависит от каждого из нас, от того, как мы соблюдаем правила и нормы природоохранного законодательства, технологические требования, правильно используем очистные сооружения, утилизируем, размещаем отходы потребления и производства, и наконец — как содержим свой двор, улицу, село, город… Каждый житель может многое сделать, чтобы во дворах, улицах, подъездах домов, на территории предприятий и учреждений был порядок и чистота, росли деревья и цветы. Надо помнить наш долг – охранять природу и помочь сохранить для экологического оздоровления своего двора, города, села, Республики, России и всей Планеты.

Детский сад – первичное звено системы экологического воспитания. В дошкольном возрасте начинается становление осознанного правильного отношения к объектам природы. Наша задача максимально использовать дошкольный период детства для воспитания у детей ценностного отношения к природе, которое рассматривается не только как совокупность экологических знаний, но и эффективная деятельность с участием самих детей.

Детский сад №11 «Теремок» — филиал АН ДОО «Алмазик» г. Мирного с 2008г. реализует программу по приобщению русскоязычных детей к якутской национальной культуре «Эркээйи». За основу взята программа развития личности ребенка в процессе возрождения и дальнейшего развития культуры народов Якутии «Эркээйи», доктора психологических наук А.П.Оконешниковой.

Программа состоит из нескольких направлений: «Фольклорная ветвь», «Роль окружающей среды в приобщении ребенка к культуре народов Якутии», «Оздоровление тела и организма», «Приобщение к миру прекрасного», «Семейное воспитание» и «Развитие ребенка в гармонии с природой».

Содержанием направления «Развитие ребенка в гармонии с природой» является экологическим проект «Природа Якутии – сокровищница для будущих поколений».

Цель проекта: формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, отношение к себе как части природы. Понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от окружающей среды.

Задачи:
— привлечь внимание детей к окружающим природным объектам, развить умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
— формировать знания о значении живой и неживой природы в жизни и хозяйственной деятельности человека;
—  воспитывать бережное отношение к природе, ее обитателям, желание и умение сохранять окружающий мир природы;
—  развитие умений наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;
— воспитывать чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам.

Проект состоит из трех блоков: «Растительный мир Якутии», «Животный мир» и «Водный мир».

В первом блоке «Растительный мир» дети знакомятся с природными явлениями, растительным миром: лекарственными и ядовитыми растениями. Расширяют представления о природе родного края, учатся восхищаться красотой и многообразием природы Якутии.Получают первые навыки исследовательской деятельности.

Во втором блоке «Животный мир» дети знакомятся с животными — обитателями тайги, тундры. При этом воспитывается бережное отношение, интерес и любовь к природе родного края. Закрепляются знания детей о повадках, образе жизни, питании, местах обитания животных Северного края, закрепляются и расширяются представления о птицах. Знакомятся с Байанаем. (Байанай в якутской мифологии – дух, хозяин леса, животных и птиц, покровитель охотников) и обычаями, традициями охотников.

Третий блок «Водный мир». Знакомит детей с реками Якутии. Формируется понятие, что река для человека кормилица, используется как средство перевозки пассажиров и грузов, что значение реки в жизни людей очень значительна. Расширять представление детей о водном мире Якутии, о его обитателях. Познакомить с названиями рек, с обитателями водоемов, растений.

Нам очень повезло, что не далеко от нашего города есть природный парк «Живые алмазы Якутии». Экскурсии с родителями, проектно-исследовательская деятельность благодаря этому чудному парку стали интереснее, насыщеннее и результативнее.Дети надолго сохранят яркие впечатления о природном парке, которые вызвали у них эстетическое наслаждение, позволили пережить радость и сделать собственное открытие об окружающем мире и о природе.

В результате проведенной работы дети прониклись любовью к природе родного края, чистоте и порядку. У них развилось правильное отношение к обществу, людям труда и к своим обязанностям.

Проделанная работа позволила сделать выводы, что, решая задачи духовно-нравственного развития, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и возрастными особенностями детей. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, какая у нас красивая природа — всё это передано было детям, что чрезвычайно важно для воспитания будущего гражданина России.

Всероссийские конкурсы для воспитателей
Свидетельство о публикации бесплатно